Федеральная инновационная площадка
Ориентация на инновационный характер образования является важнейшей задачей в общей тенденции его развития. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Путем к достижению показателей национальных целей могут выступать инновационные проекты, способствующие развитию отраслей. В ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)» реализуются инновационные проекты:
Руководитель проекта - Антонова Ирина Ильгизовна
Срок реализации проекта 5 лет.
Разработка, апробация и внедрение функциональной модели образовательной программы и комплекса учебно-методической документации по совершенствованию профессиональных навыков в области функциональной грамотности и цифровых компетенций руководителей образовательных организаций и педагогических работников сферы образования.
Срок реализации проекта 5 лет.
Практическая значимость проекта заключается в том, что реализуя ИОП, формируется функциональная грамотность и цифровые компетенции участников проекта и, таким образом, решается одна из стратегических задач развития РФ в части совершенствования кадрового потенциала системы образования.
Ожидаемые внешние эффекты от реализацииинновационного образовательного проекта.
E-mail: muhamethanova@ieml.ru
- «Формирование и реализация комплексного подхода по опережающей профессиональной подготовке кадров для циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности»
- «Формирование и развитие функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования»
- «Формирование и реализация комплексного подхода к профессиональной подготовке кадров в сфере закупок на основе создания инновационного образовательного проекта «Реализация потребностей участников цифровой экономики при проведении закупок и продаж в образовательном процессе»
- Формирование и реализация комплексного подхода к профессиональной подготовке кадров в кластере промышленного туризма с целью развития кадрового потенциала в Республике Татарстан
Программа 1
«Формирование и реализация комплексного подхода по опережающей профессиональной подготовке кадров для циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности»Руководитель проекта - Антонова Ирина Ильгизовна
Период реализации инновационного образовательного проекта
Старт - 11.01.2021.Срок реализации проекта 5 лет.

Основная идея инновационного образовательного проекта
Создание системы комплексной профессиональной подготовки специалистов, в рамках единой инновационной образовательной площадки по опережающей профессиональной подготовке кадров для циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности на основе интеграции взаимосвязанных образовательных программ, укрепленных многочисленными междисциплинарными связями, знание и понимание которых необходимо для обеспечения эффективной экономической, производственной деятельности промышленного предприятия и повышения его конкурентоспособности.Цель инновационного образовательного проекта
- Создание инновационной образовательной площадки по опережающей профессиональной подготовке кадров для циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности за счет формирования и реализации комплексного подхода
- Задачи инновационного образовательного проекта
- Проанализировать потребность промышленных предприятий по опережающей профессиональной подготовке кадров для циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности.
- Разработать комплекс учебно-методической документации по опережающей профессиональной подготовке кадров для циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности с учётом полученных аналитических данных и по согласованию с предприятиями-партнерами.
- Организовать обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для развития профессиональных компетенций специалистов в области циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности.
- Обеспечить мониторинг качества реализации дополнительных профессиональных программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для развития профессиональных компетенций специалистов в области циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности.
- Создать условия для распространения полученного опыта по опережающей профессиональной подготовке кадров для циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности.
Календарный план реализации мероприятий в рамках инновационного образовательного проекта
Год реализации | Мероприятие | Срок (период) выполнения |
---|---|---|
2021 | Аналитическое исследование нормативно-правовой базы. | Начало 1 неделя. Длительность 13 недель |
Разработка комплекса учебно-методической документации |
Начало 14 неделя Длительность 3 недели |
|
Согласование содержания комплекса учебно-методической документации с руководителями и специалистами предприятий |
Начало 17 недели Длительность 2 недели |
|
Кадровое обеспечение процесса реализации проекта |
Начало 19 недели Длительность 2 недели |
|
Апробация новых образовательных программ |
Начало 21 недели Длительность 20 недель |
|
Анализ апробации инновационного образовательного проекта. Внесение корректировок в комплекс учебно-методической документации (при возникновении необходимости). |
Начало 41 неделя Длительность 11 недель |
|
2022 | Реализация комплекса образовательных программ | В течение года |
Анализ деятельности инновационного образовательного проекта. Внесение корректировок в комплекс учебно-методической документации (при возникновении необходимости). | В течение года | |
2023 | Реализация комплекса образовательных программ | В течение года |
Анализ деятельности инновационного образовательного проекта. Внесение корректировок в комплекс учебно-методической документации (при возникновении необходимости). | В течение года | |
2024 | Реализация комплекса образовательных программ | В течение года |
Анализ деятельности инновационного образовательного проекта. Внесение корректировок в комплекс учебно-методической документации (при возникновении необходимости). | В течение года | |
2025 | Обработка результатов реализации инновационного образовательного проекта | Начало 1 неделя. Длительность 30 недель |
Разработка функциональной модели образовательной программы по опережающей профессиональной подготовке кадров для циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности» |
Начало 31 недели Длительность 21 неделя |
Перспективы развития проекта после завершения срока реализации
- Циркулярная экономика в условиях цифровой трансформации промышленности открывает новые и беспрецедентные возможности для развития конкурентных преимуществ, включая экологические, экономические и социальные выгоды, такие как сокращение выбросов, увеличение прибыли и создание рабочих мест. В связи с этим, после завершения срока реализации проекта в ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)» будет рассмотрена вероятность открытия Образовательного центра по развитию циркулярной экономикидля руководителей и специалистов в области управления производственными системами, в том числе управления качеством и техносферной безопасности.
- Распространение опыта деятельности инновационной образовательной площадки на межгосударственном уровне (в странах СНГ) путём проведения форумов/конференций.
- Внесение предложений по включению в учебные планы профильных инновационному образовательному проекту образовательных программ высшего образования дисциплин по изучению циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности.
Инновационный образовательный проект
«Формирование и развитие функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования»»Разработка, апробация и внедрение функциональной модели образовательной программы и комплекса учебно-методической документации по совершенствованию профессиональных навыков в области функциональной грамотности и цифровых компетенций руководителей образовательных организаций и педагогических работников сферы образования.
Период реализации инновационного образовательного проекта
Старт - 11.01.2021.Срок реализации проекта 5 лет.
Основная идея инновационного образовательного проекта
Основная идея инновационного образовательного проекта – создание системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников сферы образования в рамках единой инновационной образовательной площадки по формированию и развитию функциональной грамотности и цифровых компетенций и, как следствие, совершенствование кадрового обеспечения системы образования.
Цель инновационного образовательного проекта
Цель инновационного образовательного проекта - создание условий для совершенствования кадрового обеспечения системы образования в части формирования и развития функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования.
Задачи инновационного образовательного проекта
- Проанализировать потребность по формированию и развитию функциональной грамотности и цифровых компетенций руководителей образовательных организаций и педагогических работников.
- Разработать комплекс учебно-методической документации для организации обучения по формированию функциональной грамотности и цифровых компетенций.
- Организовать обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации руководителей образовательных организаций и педагогических работников для развития их профессиональных компетенций в области формирования и развития функциональной грамотности и цифровых компетенций.
- Обеспечить мониторинг качества реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для развития профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций и педагогических работников в области функциональной грамотности и цифровых компетенций.
- Создать условия для распространения полученного опыта по развитию профессиональных навыков руководителей образовательных организаций и педагогических работников в области функциональной грамотности и цифровых компетенций.
Актуальность выполнения инновационного образовательного проекта
-
основание выбора тематики: в соответствии с данными международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) по качеству общего образования российская школа уступает десяти странам-лидерам, демонстрирующих самые высокие результаты. В соответствии с международными требованиями более половины выпускников основной школы имеют только базовый уровень функциональной грамотности, т.е. они могут использовать приобретенные в школе знания в простых знакомых ситуациях, а около пятой части выпускников основной школы не достигают этого уровня.
Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов. В связи с этим одним из ведущих направлений является формирование и развития функциональной грамотности и цифровых компетенций работников образования.
Осведомленность учителя в сфере современных образовательных и цифровых технологий еще не гарантирует их продуктивную реализацию, так как творческое применение освоенных новых приемов и средств обучения связано с комплексом профессиональных дефицитов и затруднений.
В связи с данными обстоятельствами необходимы изменения системы дополнительного профессионального образования работников образования с развивающей обратной связью, в рамках которой активизируется мотивация и потенциал учителя к практическому применению результатов обучения.
Учитывая накопленный опыт университета, реализация данного инновационного образовательного проекта обеспечит функционирование комплексной системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников сферы образования по формированию и развитию функциональной грамотности и цифровых компетенций, что послужит существенным фактором для реализации задач их непрерывного профессионального развития и совершенствования кадрового обеспечения системы образования в целом. -
новизна, инновационность предлагаемых решений: уникальность проекта заключается в создании инновационной образовательной площадки, обеспечивающей комплексный подход по повышению квалификации руководящих и педагогических работников сферы образования в части формирования и развития функциональной грамотности и цифровых компетенций, которые после обучения они смогут эффективно применять и транслировать опыт в процессе своей профессиональной деятельности.
Область практического использования и применения результатов инновационного образовательного проекта. -
Целевая аудитория – руководящие и педагогические работники сферы образования.
В результате реализации инновационного образовательного проекта планируется обеспечить развитие функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования на основе применения современных образовательных технологий.
Нормативное правовое обеспечение при реализации инновационного образовательного проекта
№ п/п | Наименование нормативного правового акта | Краткое обоснование применения нормативного правового акта в рамках реализации инновационного образовательного проекта организации-соискателя |
---|---|---|
1 | Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» | Документ закрепляет обеспечить конкурентоспособность российского образования и вхождение в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования |
2 | Государственная программа «Развитие образования» (на период до 2025 года) | Целью программы является повышение позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) |
3 | ФГОС | Одной из основных задач федеральных государственных образовательных стандартов всех ступеней образования является формирование функциональной грамотности |
4 | Проект «Образование 2030» | Целью проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Будущее образования и навыков: Образование 2030» является исследование и прогноз возможного будущего образования в мире. В задачи проекта «Образование 2030» входит разработка концептуальных рамок образования и анализ основных образовательных программ разных стран. Помимо этого, планируется проектирование учебной среды, способной наиболее эффективно поддерживать развитие компетенций учащихся. |
Основные сведения о реализации организацией инновационного образовательного проекта
Программа мероприятий в рамках реализации инновационного образовательного проекта организацией-соискателем
№ п/п | Мероприятие программы | Описание требований, предъявляемых к работам по реализации мероприятий (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики (при необходимости), спецификации и др.) | Основные результаты реализации мероприятий программы | Ожидаемые результаты инновационной деятельности |
---|---|---|---|---|
2021 г. | ||||
1. | Методическое обеспечение процесса реализации проекта |
1. Разработка лекций, презентационных материалов 2. Разработка фонда оценочных средств 3. Создание образовательного комплекса с внедрением информационных модулей решающих задачи развития функциональной грамотности и цифровых компетенций |
Комплекс учебно-методической документации | Методическое обеспечение инновационного образовательного проекта |
2. | Кадровое обеспечение процесса реализации проекта | 1. Подбор преподавателей и лекторов-практиков 2. Повышение квалификации преподавателей (при необходимости) | Состав преподавателей, планирующих принять участие в проекте | Кадровое обеспечение реализации инновационного образовательного проекта |
3. | Апробация новых образовательных программ | 1. Проведение обучения пилотных групп 2. Проведение аналитических мероприятий по итогам апробации | Совершенствование комплекса учебно-методической документации необходимыми для обеспечения эффективности реализации инновационного образовательного проекта | |
2022 г. | ||||
1. | Реализация комплекса образовательных программ | 1. Формирование групп. 2. Организация образовательного процесса | 1. Список слушателей, прошедших обучение по новым программам. 2. Список организаций. 3. Отзывы слушателей | Формирование компетенций функциональной и цифровой грамотности руководящих и педагогических работников сферы образования |
2. | Анализ деятельности инновационного образовательного проекта | Организация аналитических мероприятий и мониторинг практического применения результатов образовательной деятельности | 1. Информирование общественности о деятельности инновационной образовательной площадки. 2. Внесение корректировок в комплекс учебно-методической документации (при возникновении необходимости). | Аналитические материалы |
2023 г. | ||||
1. | Реализация комплекса образовательных программ | 1. Формирование групп. 2. Организация образовательного процесса | 1. Список слушателей, прошедших обучение по новым программам. 2. Список организаций. 3. Отзывы слушателей | Формирование компетенций функциональной и цифровой грамотности руководящих и педагогических работников сферы образования |
2. | Анализ деятельности инновационного образовательного проекта | Организация аналитических мероприятий и мониторинг практического применения результатов образовательной деятельности | 1. Информирование общественности о деятельности инновационной образовательной площадки. 2. Внесение корректировок в комплекс учебно-методической документации (при возникновении необходимости). | Аналитические материалы |
2024 г. | ||||
1. | Реализация комплекса образовательных программ | 1. Формирование групп. 2. Организация образовательного процесса | 1. Список слушателей, прошедших обучение по новым программам. 2. Список организаций. 3. Отзывы слушателей | Формирование компетенций функциональной и цифровой грамотности руководящих и педагогических работников сферы образования |
2. | Анализ деятельности инновационного образовательного проекта | Организация аналитических мероприятий и мониторинг практического применения результатов образовательной деятельности | Информирование общественности о деятельности инновационной образовательной площадки. 2. Внесение корректировок в комплекс учебно-методической документации (при возникновении необходимости). | Аналитические материалы |
2025 г. | ||||
1. | Обработка результатов деятельности инновационного образовательного проекта |
1. Организация и проведение круглого стола с участниками инновационного образовательного проекта. 2. Формирование резолюции по итогам обсуждения. |
1. Подведение итогов, обработка результатов деятельности инновационного образовательного проекта. 2. Информирование общественности о результатах деятельности инновационного образовательного проекта. |
Аналитические материалы по итогам деятельности инновационного образовательного проекта. |
2. | Разработка функциональной модели образовательной программы по формированию функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования |
1. Обработка результатов реализации инновационного образовательного проекта. 2. Систематизация полученных материалов и научное обоснование результатов реализации инновационного образовательного проекта. |
Материалы для разработки функциональной модели образовательной программы по формированию функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования | 1. Функциональная модель образовательной программы по формированию функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования |
Ожидаемые внешние эффекты от реализацииинновационного образовательного проекта.
Наименование эффекта | Описание |
---|---|
Способствование повышению уровня функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования | Содействие в совершенствовании кадрового обеспечения системы образования |
Распространение педагогического опыта по формированию функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования | Размещение по итогам реализации ИОП на сайте университета функциональной модели образовательной программы по формированию функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования |
- Перспективы развития проекта после завершения срока реализации.
- Внедрение функциональной модели образовательной программы по формированию функциональной грамотности и цифровых компетенций в образовательный процесс.
- Разработка новых проектов, продолжающих развитие достижений реализованного ИОП.
- Распространение опыта деятельности инновационной образовательной площадки на межгосударственном уровне (в странах СНГ) путём проведения форумов/конференций.
Общие требования | Предложения организации |
---|---|
Размещение информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта в ИС ФИП и (или) на прочих сайтах образовательных организаций в сети Интернет, включая размещение информации об участии в работе методических сетей организаций (при наличии). | Размещение информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта в ИС ФИП и на прочих сайтах образовательных организаций в сети Интернет, включая размещение информации об участии в работе методических сетей организаций (при наличии). Размещение результатов на сайте образовательной организации. |
Презентация опыта деятельности ФИП (не менее одной презентации) или выступление на всероссийских, межрегиональных мероприятиях (не менее одного выступления) | Презентация опыта деятельности ФИП (не менее двух презентаций) и выступление на международных, всероссийских, межрегиональных мероприятиях (не менее двух выступлений). Опубликование положительных результатов деятельности инновационной образовательной площадки в рекламных материалах (буклетах). |
Краткое описание модели и практики осуществления ФИП инновационной деятельности для формирования годового отчета о деятельности общей сети ФИП в 2021 году. | Ежегодный отчет о деятельности ФИП. |
Контактная информация
Телефон: +7 (843) 231-84-07, +7 (903) 343-14-78E-mail: muhamethanova@ieml.ru