Ориентация на инновационный характер образования является важнейшей задачей в общей тенденции его развития. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Путем к достижению показателей национальных целей могут выступать инновационные проекты, способствующие развитию отраслей. В ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)» реализуются  инновационные проекты:
  1. «Формирование и реализация комплексного подхода по профессиональной подготовке кадров в условиях перехода к модели экономики замкнутого цикла с целью развития потенциала Республики Татарстан и стран Средней Азии»
  2. «Формирование и развитие функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования»
  3. «Формирование и реализация комплексного подхода к профессиональной подготовке кадров в сфере закупок на основе создания инновационного образовательного проекта «Реализация потребностей участников цифровой экономики при проведении закупок и продаж в образовательном процессе»
  4. Формирование и реализация комплексного подхода к профессиональной подготовке кадров в кластере  промышленного туризма с целью развития кадрового потенциала в Республике Татарстан
10 сентября 2021 года Ученый совет ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)» принял решение принять участие в конкурсном отборе Инновационных образовательных проектов с проектом  «Формирование и реализация комплексного подхода к профессиональной подготовке кадров в кластере промышленного туризма с целью развития кадрового потенциала в Республике Татарстан. 2021-2026гг.»
 

Программа 1

«Формирование и реализация комплексного подхода по профессиональной подготовке кадров в условиях перехода к модели экономики замкнутого цикла с целью развития потенциала Республики Татарстан и стран Средней Азии»

Руководитель проекта - Антонова Ирина Ильгизовна
 

Период реализации инновационного образовательного проекта

Старт - 11.01.2024.
Срок реализации проекта 5 лет.

Основная идея инновационного образовательного проекта

Создание системы комплексной профессиональной подготовки специалистов, в рамках единой инновационной образовательной площадки по опережающей профессиональной подготовке кадров для циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности на основе интеграции взаимосвязанных образовательных программ, укрепленных многочисленными междисциплинарными связями, знание и понимание которых необходимо для обеспечения эффективной экономической, производственной деятельности промышленного предприятия и повышения его конкурентоспособности.
 
Цель инновационного образовательного проекта
  • Создание инновационной образовательной площадки по опережающей профессиональной подготовке кадров для циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности за счет формирования и реализации комплексного подхода
  • Задачи инновационного образовательного проекта
  • Проанализировать потребность промышленных предприятий по опережающей профессиональной подготовке кадров для циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности.
  • Разработать комплекс учебно-методической документации по опережающей профессиональной подготовке кадров для циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности с учётом полученных аналитических данных и по согласованию с предприятиями-партнерами.
  • Организовать обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для развития профессиональных компетенций специалистов в области циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности.
  • Обеспечить мониторинг качества реализации дополнительных профессиональных программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для развития профессиональных компетенций специалистов в области циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности.
  • Создать условия для распространения полученного опыта по опережающей профессиональной подготовке кадров для циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности.
 
Календарный план реализации мероприятий в рамках инновационного образовательного проекта
Год реализации Мероприятие Срок (период) выполнения
2021 Аналитическое исследование нормативно-правовой базы. Начало 1 неделя. Длительность 13 недель
Разработка комплекса учебно-методической документации Начало 14 неделя
Длительность 3 недели
Согласование содержания комплекса учебно-методической документации с руководителями и специалистами предприятий Начало 17 недели
Длительность 2 недели
Кадровое обеспечение процесса реализации проекта Начало 19 недели
Длительность 2 недели
Апробация новых образовательных программ Начало 21 недели
Длительность 20 недель
Анализ апробации инновационного образовательного проекта. Внесение корректировок в комплекс учебно-методической документации (при возникновении необходимости). Начало 41 неделя
Длительность 11 недель
2022 Реализация комплекса образовательных программ В течение года
Анализ деятельности инновационного образовательного проекта. Внесение корректировок в комплекс учебно-методической документации (при возникновении необходимости). В течение года
2023 Реализация комплекса образовательных программ В течение года
Анализ деятельности инновационного образовательного проекта. Внесение корректировок в комплекс учебно-методической документации (при возникновении необходимости). В течение года
2024 Реализация комплекса образовательных программ В течение года
Анализ деятельности инновационного образовательного проекта. Внесение корректировок в комплекс учебно-методической документации (при возникновении необходимости). В течение года
2025 Обработка результатов реализации инновационного образовательного проекта Начало 1 неделя. Длительность 30 недель
Разработка функциональной модели образовательной программы по опережающей профессиональной подготовке кадров для циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности» Начало 31 недели
Длительность 21 неделя

 
Перспективы развития проекта после завершения срока реализации
  • Циркулярная экономика в условиях цифровой трансформации промышленности открывает новые и беспрецедентные возможности для развития конкурентных преимуществ, включая экологические, экономические и социальные выгоды, такие как сокращение выбросов, увеличение прибыли и создание рабочих мест. В связи с этим, после завершения срока реализации проекта в ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)» будет рассмотрена вероятность открытия Образовательного центра по развитию циркулярной экономикидля руководителей и специалистов в области управления производственными системами, в том числе управления качеством и техносферной безопасности.
  • Распространение опыта деятельности инновационной образовательной площадки на межгосударственном уровне (в странах СНГ) путём проведения форумов/конференций.
  • Внесение предложений по включению в учебные планы профильных инновационному образовательному проекту образовательных программ высшего образования дисциплин по изучению циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла) в условиях цифровой трансформации промышленности.

Инновационный образовательный проект

«Формирование и развитие функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования»»

Разработка, апробация и внедрение функциональной модели образовательной программы и комплекса учебно-методической документации по совершенствованию профессиональных навыков в области функциональной грамотности и цифровых компетенций руководителей образовательных организаций и педагогических работников сферы образования.
 

Период реализации инновационного образовательного проекта

Старт - 11.01.2021.
Срок реализации проекта 5 лет.
 

Основная идея инновационного образовательного проекта

Основная идея  инновационного образовательного проекта – создание системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников сферы образования в рамках единой инновационной образовательной площадки по формированию и развитию функциональной грамотности и цифровых компетенций и, как следствие, совершенствование кадрового обеспечения системы образования.

Цель инновационного образовательного проекта
Цель инновационного образовательного проекта - создание условий для совершенствования кадрового обеспечения системы образования в части формирования и развития функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования.
 
Задачи инновационного образовательного проекта
  • Проанализировать потребность по  формированию и развитию функциональной грамотности и цифровых компетенций руководителей образовательных организаций и педагогических работников.
  • Разработать комплекс учебно-методической документации  для организации обучения по формированию функциональной грамотности и цифровых компетенций.
  • Организовать обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации руководителей образовательных организаций и педагогических работников для развития их профессиональных компетенций в области  формирования и развития функциональной грамотности и цифровых компетенций.
  • Обеспечить мониторинг качества реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для развития профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций и педагогических работников в области функциональной грамотности и цифровых компетенций.
  • Создать условия для распространения полученного опыта по развитию профессиональных навыков руководителей образовательных организаций и педагогических работников в области функциональной грамотности и цифровых компетенций.
 
Актуальность выполнения инновационного образовательного проекта
  • основание выбора тематики: в соответствии с данными международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) по качеству общего образования российская школа уступает десяти странам-лидерам, демонстрирующих самые высокие результаты. В соответствии с международными требованиями более половины выпускников основной школы имеют только базовый уровень функциональной грамотности, т.е. они могут использовать приобретенные в школе знания в простых знакомых ситуациях, а около пятой части выпускников основной школы не достигают этого уровня.

    Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов.  В связи с этим  одним из ведущих направлений является формирование и развития функциональной грамотности и цифровых компетенций работников образования.

    Осведомленность учителя в сфере современных образовательных и цифровых технологий еще не гарантирует их продуктивную реализацию, так как творческое применение освоенных новых приемов и средств обучения связано с комплексом профессиональных дефицитов и затруднений.

    В связи с данными обстоятельствами необходимы изменения системы дополнительного профессионального образования работников образования с развивающей обратной связью, в рамках которой активизируется мотивация и потенциал учителя к практическому применению результатов обучения.

    Учитывая накопленный опыт университета, реализация данного инновационного образовательного проекта обеспечит функционирование комплексной системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников сферы образования по формированию и развитию функциональной грамотности и цифровых компетенций, что послужит существенным фактором для реализации задач их непрерывного профессионального развития и совершенствования кадрового обеспечения системы образования в целом.
  • новизна, инновационность предлагаемых решений: уникальность проекта заключается в создании инновационной образовательной площадки, обеспечивающей комплексный подход по повышению квалификации руководящих и педагогических работников сферы образования в части формирования и развития функциональной грамотности и цифровых компетенций, которые после обучения они смогут эффективно применять и транслировать опыт в процессе своей профессиональной деятельности.
    Область практического использования и применения результатов инновационного образовательного проекта.
  • Целевая аудитория – руководящие и педагогические работники сферы образования.

    В результате реализации инновационного образовательного проекта планируется обеспечить развитие функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования на основе применения современных образовательных технологий.
 
Нормативное правовое обеспечение при реализации инновационного образовательного проекта
№ п/п Наименование нормативного правового акта Краткое обоснование применения нормативного правового акта в рамках реализации инновационного образовательного проекта организации-соискателя
1 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Документ закрепляет обеспечить конкурентоспособность российского образования и вхождение в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
2 Государственная программа «Развитие образования» (на период до 2025 года) Целью программы является повышение позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)
3 ФГОС Одной из основных задач федеральных государственных образовательных  стандартов всех ступеней образования является формирование функциональной грамотности
4 Проект «Образование 2030» Целью проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Будущее образования и навыков: Образование 2030» является исследование и прогноз возможного будущего образования в мире. В задачи проекта «Образование 2030» входит разработка концептуальных рамок образования и анализ основных образовательных программ разных стран. Помимо этого, планируется проектирование учебной среды, способной наиболее эффективно поддерживать развитие компетенций учащихся.
 

Основные сведения о реализации организацией инновационного образовательного проекта

Программа мероприятий в рамках реализации инновационного образовательного проекта организацией-соискателем
 
№ п/п Мероприятие программы Описание требований, предъявляемых к работам по реализации мероприятий (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики (при необходимости), спецификации и др.) Основные результаты реализации мероприятий программы Ожидаемые результаты инновационной деятельности
2021 г.
1. Методическое обеспечение процесса реализации проекта 1. Разработка лекций, презентационных материалов
2. Разработка фонда оценочных средств
3. Создание образовательного комплекса с внедрением информационных модулей решающих задачи развития функциональной грамотности и цифровых компетенций
Комплекс учебно-методической документации Методическое обеспечение инновационного образовательного проекта
2. Кадровое обеспечение процесса реализации проекта 1. Подбор преподавателей и лекторов-практиков 2. Повышение квалификации преподавателей (при необходимости) Состав преподавателей, планирующих принять участие в проекте Кадровое обеспечение реализации инновационного образовательного проекта
3. Апробация новых образовательных программ 1. Проведение обучения пилотных групп 2. Проведение аналитических мероприятий по итогам апробации Совершенствование комплекса учебно-методической документации необходимыми для обеспечения эффективности реализации инновационного образовательного проекта
2022 г.
1. Реализация комплекса образовательных программ 1. Формирование групп. 2. Организация образовательного процесса 1. Список слушателей, прошедших обучение по новым программам. 2. Список организаций. 3. Отзывы слушателей Формирование компетенций функциональной и цифровой грамотности руководящих и педагогических работников сферы образования
2. Анализ деятельности инновационного образовательного проекта Организация аналитических мероприятий и мониторинг практического применения результатов образовательной деятельности 1. Информирование общественности о деятельности инновационной образовательной площадки. 2. Внесение корректировок в комплекс учебно-методической документации (при возникновении необходимости). Аналитические материалы
2023 г.
1. Реализация комплекса образовательных программ 1. Формирование групп. 2. Организация образовательного процесса 1. Список слушателей, прошедших обучение по новым программам. 2. Список организаций. 3. Отзывы слушателей Формирование компетенций функциональной и цифровой грамотности руководящих и педагогических работников сферы образования
2. Анализ деятельности инновационного образовательного проекта Организация аналитических мероприятий и мониторинг практического применения результатов образовательной деятельности 1. Информирование общественности о деятельности инновационной образовательной площадки. 2. Внесение корректировок в комплекс учебно-методической документации (при возникновении необходимости). Аналитические материалы
2024 г.
1. Реализация комплекса образовательных программ 1. Формирование групп. 2. Организация образовательного процесса 1. Список слушателей, прошедших обучение по новым программам. 2. Список организаций. 3. Отзывы слушателей Формирование компетенций функциональной и цифровой грамотности руководящих и педагогических работников сферы образования
2. Анализ деятельности инновационного образовательного проекта Организация аналитических мероприятий и мониторинг практического применения результатов образовательной деятельности Информирование общественности о деятельности инновационной образовательной площадки. 2. Внесение корректировок в комплекс учебно-методической документации (при возникновении необходимости). Аналитические материалы
2025 г.
1. Обработка результатов деятельности инновационного образовательного проекта 1. Организация и проведение круглого стола с участниками инновационного образовательного проекта.
2. Формирование резолюции по итогам обсуждения.
1. Подведение итогов, обработка результатов деятельности инновационного образовательного проекта.
2. Информирование общественности о результатах деятельности инновационного образовательного проекта.
Аналитические материалы по итогам деятельности инновационного образовательного проекта.
2. Разработка функциональной модели образовательной программы по формированию функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования 1. Обработка результатов реализации инновационного образовательного проекта.
2. Систематизация полученных материалов и научное обоснование результатов реализации инновационного образовательного проекта.
Материалы для разработки функциональной модели образовательной программы по формированию функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования 1. Функциональная модель образовательной программы по формированию функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования

  Практическая значимость проекта заключается в том, что реализуя ИОП, формируется функциональная грамотность и цифровые компетенции участников проекта и, таким образом, решается одна из стратегических задач развития РФ в части совершенствования кадрового потенциала системы образования.
Ожидаемые внешние эффекты от реализацииинновационного образовательного проекта.
Наименование эффекта Описание
Способствование повышению уровня функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования Содействие в совершенствовании кадрового обеспечения системы образования
Распространение педагогического опыта по формированию функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования Размещение по итогам реализации ИОП на сайте университета функциональной модели образовательной программы по формированию функциональной грамотности и цифровых компетенций руководящих и педагогических работников сферы образования
 
  1. Перспективы развития проекта после завершения срока реализации.
  2. Внедрение функциональной модели образовательной программы по формированию функциональной грамотности и цифровых компетенций в образовательный процесс.
  3. Разработка новых проектов, продолжающих развитие достижений реализованного ИОП.
  4. Распространение опыта деятельности инновационной образовательной площадки на межгосударственном уровне (в странах СНГ) путём проведения форумов/конференций.
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного образовательного проекта,включая предложения по внесению изменений в законодательство (при необходимости).
Общие требования Предложения организации
Размещение информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта в ИС ФИП и (или) на прочих сайтах образовательных организаций в сети Интернет, включая размещение информации об участии в работе методических сетей организаций (при наличии). Размещение информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта в ИС ФИП и на прочих сайтах образовательных организаций в сети Интернет, включая размещение информации об участии в работе методических сетей организаций (при наличии). Размещение результатов на сайте образовательной организации.
Презентация опыта деятельности ФИП (не менее одной презентации) или выступление на всероссийских, межрегиональных мероприятиях (не менее одного выступления) Презентация опыта деятельности ФИП (не менее двух презентаций) и выступление на международных, всероссийских, межрегиональных мероприятиях (не менее двух выступлений). Опубликование положительных результатов деятельности инновационной образовательной площадки в рекламных материалах (буклетах).
Краткое описание модели и практики осуществления ФИП инновационной деятельности для формирования годового отчета о деятельности общей сети ФИП в 2021 году. Ежегодный отчет о деятельности ФИП.

Контактная информация

Телефон: +7 (843) 231-84-07, +7 (903) 343-14-78
E-mail: muhamethanova@ieml.ru